18—25 апреля. Проект «Примирение»: выставка «Ледяной поход»

Artem_Lezhepekov_Cemetery

 

В рамках художественного проекта «Примирение», предложившего современным художникам подумать над возможностью осмысления событий гражданской войны и поисками путей примирения, деконструкции идеологий, а также над феноменами памяти и памятников, в «Тайге» пройдет выставка о Ледовом походе.

18—25 АПРЕЛЯ
Открытие выставки: 18 АПРЕЛЯ, 19:00
Вход свободный
Встреча на Facebook

Организатор проекта: Информационный портал ArtTube
Куратор: Юлия Грачикова
Научный консультант: Григорий Мангутов
Координатор: Анна Зыкина
Участники выставки: Антон Акимом, Екатерина Толкачева, Артем Лежепеков, Александр Соло, Илья Пилипенко, Дмитрий Локтионов

Alexandr_Solo_Bridge-2

Ледяной поход — первый поход Добровольческой армии на Кубань стал легендарным для участников Белого движения и надолго укрепил боевой дух белогвардейцев. Однако в советской историографии память о героическом походе и о самоотверженности его участников была практически стерта.

Участники группы «Невидимые города» прошли по пути Ледяного похода, чтобы найти следы истории и пережить личный и пространственный опыт. Каждый из участников сосредоточился на определенных темах. Мост, разделявший сто лет назад красных и белых, сегодня соединяет Республику Адыгею и Кубань. Новое поколение почти не помнит о событиях прошлого, а казаки с недавних пор снова охраняют порядок. Территория для примирения возникает сама собой, хотя давно уже некого примирять, время стирает границы и топографию.

В экспозиции будут представлены индивидуальные авторские высказывания и сюжеты, созданные в процессе экспедиции по маршруту Ледяного похода, фотографии, аудио-интервью с потомками участников событий Гражданской войны, видеоинтервью с участниками выставки, документальный дневник.

Антону Акимову удалось преодолеть один из самых длинных маршрутов во время экспедиции. Путь от Ростова до Краснодара, более пятнадцати населенных пунктов, сотни километров дорог. Равнодушный пейзаж степей, станицы и хутора, почти исчезнувшая топография, вот что осталось от Ледяного похода. Однако опыт пространственного и личного переживания дает возможность почувствовать тот путь и память давних событий.

Катя Толкачева фокусируется на личных историях семьи, на территориях, где память или сохранилась или почти исчезла. Внуки белых и красных хранят воспоминания о дедах, об их жизни, но не об идеологической принадлежности. Память в отличие от истории жива, благодаря частным историям людей, которые берегут ее.

Отпевали и хоронили погибших в бою вместе, не различая белых и красных. Сегодня могилы сохранили только красные проржавевшие звезды. Артем Лежепеков фиксирует то, как пространство памяти, кладбище, сравнивается с землей, зарастает. Безликие памятники, забытые тропы и кресты поглощены средой, почти стёрты, как и история тех, кто там покоится.

Улица Мостовая (сейчас Гагарина) когда-то разделяла город Усть-Лабинск на красных и белых. С одной стороны была крепость Суворова, в которой находились бывшие царские войска, ставшие белыми, а с другой казачья слободка. Рядом с улицей находится мост, разделяющий сейчас Республику Адыгею и Кубань. На мосту проходило много стычек и битв, войска неоднократно переходили реку в брод. Сегодня мост находится в аварийном состоянии, почти в разрухе. Людям приходится физически преодолевать этот отрезок. Для Александра Соло мост становится метафорой событий гражданской войны. Ожидание, противостояние, преодоление, состояние пустоты и разрухи после характерны для любых конфликтных событий. Автору удалось показать энергию напряжения, которая когда-то разделяла это место на красных и белых, и в то же время современное состояние города Усть-Лабинска, почти полностью утратившего памятьо временах Гражданской войны.

Илья Пилипенко пишет дневник экспедиции, сродни воспоминаниям тех, кто участвовал в конфликте 100 лет назад. Современный взгляд, отрешённый, наталкивающийся на пустоту, замороженную в полях, в памятниках, в человеческой и музейной памяти. Земля и поля перемалывают все, в пепел и песок, следы трагедий и конфликтов. Илья проходит кладбища, школы, центральные улицы в поисках свидетельств, однако самым молчаливым собеседником становится поле, стерпевшее все и видевшее все, оставшееся неизменно равнодушным.

Партнеры проекта: Cultural Solidarity Media, Da Dobro