24 марта. Концерт «Блеск и нежность французского барокко»

24 марта в «Тайге» прозвучит музыка французских композиторов конца XVII — начала XVIII веков в исполнении ансамбля —барочный гобой, барочная скрипка, виола да гамба и клавесин.

Вторая половина XVII и начало XVIII века во Франции время поразительного расцвета  искусств, литературы, живописи, музыки. У всех на слуху имена Мольера, Расина, Лабрюйера, Корнеля, Ватто, Ларошфуко, Монтескье, Лафонтена, Буало. Их современниками-музыкантами были Люлли, Куперен, Маре, Рамо, Шарпантье, Леклер, Делаланд, Ребель, Кампра и многие другие.
Барокко — а музыка, которая будет исполнена на концерте, принадлежит именно этой эпохе это время преувеличенных чувств и эмоций, столкновения контрастов, света и тени, высокого и низменного. Для музыкального языка  барокко  характерно использование приемов риторики, т.е ораторского искусства,  и теории аффектов — как фиксированного изображения различных эмоциональных состояний.

В программе концерта прозвучат сочинения:

  • Луи-Антуан Дорнель (Louis-Antoin Dornel), 1685- 1765
    Трио-соната си-минор, op.3 N3 (1713)
  • Франсуа Франкёр (François Francœur), 1698-1797
    Соната N7, ре-минор, из первой книги сонат для скрипки и basso continuo (1720)
  • Франсуа Куперен (François Couperin), 1668-1733
    Трио-соната «Франция» из цикла «Нации» (1696)
  • Маре́н Маре́ (Marin Marais), 1656-1728
    Сюита для трио N 2, соль-минор (1692)

Исполнители — известные в Петербурге и за его пределами барочные музыканты, участники и солисты таких ансамблей как Barocco Concertato, Prattica Terza, The Pocket Symphony и др.

  • Константин Яковлев, барочный гобой
  • Светлана Гринфельд, барочная скрипка
  • Рустик Позюмский, виола да гамба
  • Андрей Коломийцев, клавесин

24 МАРТА, 20:00
Стоимость билета 400 рублей
(продажа билетов — перед началом концерта)
Встреча Вконтакте / Встреча на Facebook

Луи-Антуан Дорнель(1680 — 1756)
О жизни Луи-Антуана Дорнеля известно очень мало. Возможно, его учителем был органист Николя Лебек. В 1706 году Дорнель был приглашен на место органиста в церковь св. Марии-Магдалины на Сите. Позже, в период с 1714 по 1748, он занимал должность органиста еще в нескольких парижских церквях.
С 1725 по 1742 Дорнель занимал место магистра музыки во Французской Академии, что дало ему возможность сочинять мотеты для хора и оркестра, многие из которых потом были исполнены на первых публичных «Духовных концертах» в Париже.

Некоторые современники крайне высоко отзывались о достижениях Дорнеля в области инструментальной музыки. Среди них был Иоахим Кристоф Немейц, знаменитый путешественник и писатель, посетивший Париж в 1713 году(как раз тогда, когда появились трио-сонаты, op.3). Он отмечал, что Дорнель «имел большую славу в свое время».
Среди дошедших до нас сочинений Луи-Антуана Дорнеля шесть сюит для трио, сонаты для скрипки соло и сюиты для флейты траверсо, сборник трио-сонат, пьесы для клавесина и органа, а также труд по теории.

Франсуа Франкёр(1698-1797)
Скрипач и композитор, сын Жозефа Франкера, игравшего в знаменитом оркестре «24 скрипки короля».
В 15 лет Франкер уже играл в оркестре парижской оперы и там же познакомился с Франсуа Ребелем, с которым позже возникла дружба, переросшая в многолетнее сотрудничество. Наиболее известными совместными работами стали самая первая опера «Пирам и Тисба»(1726). Любопытно, что из-за молодости создателей эта опера стала известна как «L’Opéra des enfants» «Детская опера». Другая известная работа опера «Скандербег»(1735), написанная на либретто Антуана де Ламотта.
В 1757 году Франкёр и Ребель возглавили парижскую Оперу в качестве содиректоров и руководили ею на протяжении десятилетия, несмотря на значительные трудности: на этот период пришёлся пожар 1763 г. и обострение недовольства со стороны той части публики, которая не принимала французскую оперу, полагая, что опера должна оставаться исключительно итальянской. Зато Франкёр пользовался неизменной симпатией Людовика XV, в 1760 году назначившего его королевским композитором.
В числе сохранившихся сочинений Франкера остались два сборника скрипичных сонат, десять опер и несколько балетов, написанных в соавторстве с Ребелем.

Франсуа Куперен(1668-1733)
Франсуа Куперен – органист и клавесинист, представитель семьи, давшей Франции несколько поколений музыкантов. Современники называли его «Великим».
Музыкой он начал заниматься под руководством отца, Шарля Куперена, после смерти которого в 1685 году занял должность органиста церкви Сен Жерве в Париже. Позже он был приглашен на должность придворного органиста, и потом – и клавесиниста. Известно, что Куперен многие годы не только выступал при дворе как органист и клавесинист, не только сочинял музыку для королевских концертов, но и преподавал там игру на клавесине, искусство аккомпанемента и композицию, состоя придворным учителем музыки.
Именно для клавесина он и написал более чем 250 пьес. Пьесы эти он связывал в ряды(ordre), и каждая из пьес имела свой собственный неповторимый характер. Это могли быть женские портреты («Недотрога», «Шалунья», «Сестра Моника»), пасторальные сцены, пейзажи(«Тростники», «Рождающиеся лилии»), пьесы — характеристики состояний(«Сожаления», «Нежные томления»), театральные маски(«Сатиры», «Арлекин», «Проделки фокусников») и т. п.
Кроме того, Куперен – автор многих камерных сочинений, духовных мотетов. Одна из вершин его творчества в жанре духовной музыки – Lecons de tenebres(«Чтения во тьме») на тексты «Плачей пророка Иеремии».
Несколько трио-сонат, написанных Купереном в 1690-х годах, через тридцать лет были изданы под общим названием Les Nations(«Нации»).
Первоначально, это были трио-сонаты в итальянском стиле. Более того, Куперен, увлекавшийся музыкой Корелли, представил эти сочинения под итальянским именем Франческо Коперуни. Как сам он писал в предисловии к изданию «Наций»: «Первая соната этого сборника — первая сочинённая мной соната и одновременно первая соната, сочинённая во Франции. История её довольно необычна. Очарованный сонатами Корелли, произведения которого я буду любить пока жив, так же как и французские произведения господина Люлли, я решился сочинить сонату и предложил её исполнить на концерте подобном тому, на котором я слышал сонату Корелли. Зная алчность французов ко всем иностранным новинкам, …я сделал вид, что один мой родственник… прислал мне новую сонату нового итальянского автора. Из букв моего имени я составил итальянское имя и поставил его вместо своего. <…> Я сочинил другие сонаты и под маской своего итальянского имени получал громкие аплодисменты. К счастью, эти сонаты настолько понравились, что моя уловка не заставила меня краснеть. Я сравнил свои первые сонаты с сочиненными мною позднее и ничего особенно там не изменил и не добавил. Я прибавил к ним только целый ряд пьес, для которых сонаты являются своего рода прелюдиями или интродукциями.»

О художественных принципах самого Куперена лучше всего говорят его же слова: «Я предпочитаю то, что меня трогает, тому, что меня поражает…»

Маре́н Маре́ (1656-1728)
Марен Маре блестящий виртуоз, центральная фигура во французской композиторской и исполнительской школы игры на виоле да гамба. Большую часть своей жизни он провел при дворе на королевской службе.
Мальчиком Маре пел в хоре Сент-Шапель. Позже, юношей занимался на виоле у Отмана и Сент-Коломба. Оба они внесли большой вклад в развитие французской виольной музыки.  Учился у Люлли композиции.
В 1685 году Маре стал солистом в оркестре «24 скрипки Короля», а позже и оркестра «Королевской Академии музыки».
Современники вспоминали его как выдающегося исполнителя и композитора, чьи оперы и сочинения для виолы да гамба были известны далеко за пределами Франции.
«Несравненный гамбист», «играл как ангел» вот некоторые дошедшие до нас отзывы о Маре.
Титон дю Тилле, автор «Французского Парнаса», писал: «Можно только отдать должное плодовитости и изяществу гения этого музыканта в бесконечном множестве сочиненных им пьес. Во всех них можно обнаружить прекрасный вкус и поражающее многообразие».
Марен Маре автор нескольких опер, трио-сонат, но самsе значимые его сочинения это пять сборников «Пьес для виолы». Это собрание включает в себя более чем 550 сочинений для одной, двух и трех виол и цифрованного баса.