Defa_SlideShow

7 июля. Анимация киностудии DEFA: от притчи к эксперименту

Немецкий культурный центр имени Гёте в Санкт-Петербурге при поддержке Международного фестивального агентства Tour de Film представляет в рамках кинопроекта Filmforum Тур программу.

Июльское событие в рамках проекта «FILMFORUM ТУР» — показ сборника короткометражных мультфильмов и ретро-вечеринка при участии DJ Тима Тольке – завершит программу «Киностудия DEFA: сделано в ГДР», посвященную наследию легендарной киностудии ГДР.

Анимационное отделение киноконцерна DEFA (Die Trick-Fabrik) открылось в 1955 году в Дрездене и просуществовало 35 лет: c 1955 по 1990 год. За это время было снято более 2000 мультфильмов. Подавляющее число мультфильмов снималось для детской аудитории, таковы были реалии государственного заказа. С поставленной перед киностудией задачей развлекать и воспитывать гэдээровских детей Trick-Fabrik справлялась «на отлично». Однако существовала и особая категория мультфильмов для взрослых, удельный вес которых от общего объема производства киностудии составлял не более 20%. Из-за цензурных и идеологических ограничений авторы анимационных фильмов нередко прибегали к жанру притчи, особого «эзопова языка» мультипликации. Этот жанр вобрал в себя различные техники и стилизации: кукольную и рисованную мультипликацию снимали в эстетике политического плаката или рекламного ролика, силуэтную анимацию монтировали с журнальными коллажами и домашними съемками на 8-миллиметровую кинопленку.

Многие мультфильмы киностудии постигла та же участь, что и полнометражные картины DEFA – фильмы, бросавшие тень на социалистический строй или, по мнению цензуры, сложные для понимания, запрещались к показу и отправлялись пылиться на полку. Сегодня эти фильмы можно назвать передовыми, смелыми и честными авторскими работами, многие из которых вошли в историю мировой анимации. Перед показом выступит режиссер и куратор Александр Марков.

Эстафету у кинопоказа примет ретро-вечеринка при участии Тима Тольке — диджея, радиоведущего и шоумэна из Лейпцига. Тим Тольке — обладатель уникальной коллекции винила со шлягерами времен ГДР, его радиопрограмма «Не все было так плохо – популярные хиты ГДР» на Absolut radio Leipzig очень популярна в Германии и за ее пределами. Всех гостей ждет фирменное угощение – напиток Боле (Bowle) — коктейль «made in GDR» из белого вина, шампанского и фруктов.

Программа анимационных фильмов

Семь прав зрителей/ Sieben Rechte des Zuschauers
1980, 2 мин., режиссеры Петер Мисбах, Марион Раше/Peter Missbach, Marion Rasche
Этот анимационный фильм был трейлером национального фестиваля короткого метра в Нойбранденбурге. Благодаря особому шарму и провокационному юмору его с успехом показывали на многих международных фестивалях.

Сенсация века/ Sensation des Jahrhunderts
1960, 14 мин., режиссер Отто Захер /Otto Sacher
Сатира на истерию, связанную с покорением космоса в США. Американцы высаживаются на
Луну, а русские уже там.

Одно из двух/ Ent — oder weder
1964, 4 мин., режиссер Бруно Бёттге / Bruno J. Boettge
Притча «о слуге двух господ», которому повезло меньше, чем персонажу комедии Гольдони.

Состоявшийся человек или «лицемеры»/ Der gemachte Mann oder «Falsche Fuffziger»
1978, 16 мин., режиссер Курт Вайлер/Kurt Weiler
В анимационной картине, снятой в смешанной технике кукольной и рисованной мультипликации, в коллажной манере обыгрывается эстетика американского рекламного фильма. Этот мультфильм был популярен как в Восточной, так и Западной Германии.

Контрасты/ Kontraste
1982, 5 мин., режиссер Зиглинде Хамахер/ Sieglinde Hamacher
Анимационный фильм снят по мотивам сказки Г.Х. Андерсена «Капля воды». Действие разворачивается в абстрактном, сюрреалистическом саду, напоминающем атмосферу картин Иеронима Босха. Мультфильм окрестили пасквилем на социалистический строй ГДР, запретили, а негативы уничтожили. В 1990 году чудом удалось отыскать одну копию фильма.

Сирены/ Sirenen
1983, 4 мин., режиссер Клаус Георги/ Klaus Georgi
Жанр этого мультфильма можно определить как экологическая притча. Коллажный стиль соединяет несколько фактур – рисованную анимацию, фотографию, игровое кино. Чудовища «золотого века», сирены, становятся жертвами технического прогресса.

Головоногий/ Einmart
1981, 14 мин., режиссер Лутц Даммбек/Lutz Dammbeck
Мультфильм снят в жанре экспериментальной притчи. Его называют «самым невероятным парадоксом» в истории анимации DEFA. В чрезвычайно свободной манере, смешивающей рисованную мультипликацию и документальную абстракцию, фильм рассказывает историю чудо-головы, которая научилась летать. Голова взлетает, но среда ее обитания «под колпаком», небо – всего лишь фикция, и все попытки вырваться на свободу оказываются тщетными.

Поломка/ Die Panne
1988, 3 мин., режиссеры Клаус Георги, Луц Штюцнер/Klaus Georgi, Lutz Stuetzner
Оригинальная анимационная сатира на касту функционеров ГДР, паразитирующих на «народном
горбу».

Памятник/ Das Monument
1989, 4 мин., режиссеры Клаус Георги, Луц Штюцнер/ Klaus Georgi, Lutz Stuetzner
Анимация в жанре политической сатиры. Памятник меняет «ленинское» направление руки «по звонку», изображая суть власти и тех, кто ее поддерживает – «держать нос по ветру».

Action situation
1983, 8 мин., режиссер Хельге Ляйберг/Helge Leiberg
Экспериментальный фильм, снятый в смешанной технике: вручную раскрашенная иьпроцарапанная пленка сочетается с рисованной анимацией и звуковыми коллажами джаз-хепенинга.

Структуры и кино/ Strukturen und Film
1984, 8 мин., режиссер Кристина Шлегель/Christine Schlegel
Удивительный эксперимент по интеграции искусства перфоманса в жанр абстрактной анимации.
Стиль этого фильма отсылает нас к американским независимым 60-х, когда фильм сделанный «на коленке» воспринимался как манифест свободного искусства.

Нарисованный фильм II – хрупкие фрагменты/ Zeichenfilm II — Fragmente Fragile
1987, 13 мин., режиссер Андреас Дресс/Andreas Dress
Вдохновенная одержимость формой и фактурой тела, его сексуальности, ассоциативно отсылает нас к анатомическим рисункам Леонардо Да Винчи, к трагическим поискам «идеального человека».

7 июля, 19.00
Белый зал

Вход свободный